Охрана прав детства

.



19 октября 2022



23 февраля 2022



12 ноября 2021



Необычно праздничным выдался день 7 апреля 2021 года в ГУО «Социально-педагогический центр г. Чаусы» - чествовали победителей Районного этапа конкурса замещающих родителей «Сердце отдаю детям!». Одним из организаторов конкурса выступила Чаусская районная организация РОО «Белая Русь», в лице председателя Титовой Анжелики Михайловны, которая предоставила памятные подарки участникам конкурса. Поздравительную музыкальную открытку и хорошее настроение собравшимся дарили воспитанники ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи г. Чаусы». Жюри конкурса не просто было выбрать победителя, ведь уровень участников и предоставленных ими работ очень высок.

С небольшим отрывом диплом І степени была награждена приёмная семья Тустановской Любови Александровны.

Дипломом ІІ степени были награждены приёмные семьи Власенко Т.Д., Голяковой И.В., Кросиковой М.В., Кузнецовой Л.П.

Дипломом ІІІ степени были награждены приёмные семьи Новикова В.В., Шебетовой Н.И.

Поздравляем всех победителей! Так держать!

7 апреля 2021



На территории г. Чаусы и Чаусского района с 5 по 9 апреля проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия»

Цель акции – вовлечь широкие слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Задачи акции:

  • довести до граждан информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении проблем насилия в семье;
  • принять меры профилактического воздействия к лицам, совершающим насилие в семье.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ - ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

В подавляющем большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все виды насилия, так и некоторые из них. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в домашнее насилие, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?

Номера телефонов доверия, обеспечивающих оказание экстренной психологической помощи населению:

Могилёвская область - 8 (0222) 71 11 61 – круглосуточно
Республиканская детская телефонная линия – 8 - 801-100-16-11- круглосуточно.

5 апреля 2021



24.02.2021 года на базе ГУО «Социально-педагогический центр г. Чаусы» врамках заседания детско-родительского клуба «Содействие» для приемных семей специалистами центра проведено занятиена тему: «Семейные ценности». Участники занятия - подростки 13-16 лет.

Занятие было направлено на актуализацию и формирование у несовершеннолетних ценности семьи, а также развитие умения слушать и давать обратную связь.

В ходе занятия специалисты учили приёмных детей формировать положительное отношение к семье как институту общества, к детям, расширяли знания воспитанников приемных семей о ценности поощрения и правилах наказания ребенка в семье.

Так, в ходе выполнения упражнения «Семья, какая она…» подростки имели возможность поделиться своими чувствами и эмоциями по поводу семьи, своего отношения к ней. В упражнениях «Ассоциации», «Дом мечты» каждый участникзанятия имел возможность проявить не только творческие способности, но и высказать свое мнение по поводу семейных ценностей, которые являются важными для каждого из детей и могут стать фундаментом для построения их будущих семей во взрослой жизни.

Со слов ребят - они испытывали положительные эмоции на протяжении всего занятия.

Занятие традиционно завершилось рефлексией.

Педагог-психолог Голик О.В.

Педагог социальный Фомина Н.В.

25 февраля 2021



19 февраля 2021



26.01.2021 года на базе ГУО «Социально-педагогического центра г. Чаусы» в рамках клуба «Содействие» специалистами центра проведено очередное занятие на тему: «Имя и ты. Комплименты». Участники занятия - приемные подростки 13-16 лет.

Занятие было направлено на становление социальной и личностной компетентности подростков, необходимой для развития здоровой личности. Мероприятие было построено таким образом, чтобы задействовать познавательную, моральную, эмоциональную, и поведенческие сферы подростков.

В ходе занятия у приемных детей вырабатывалось умение положительного отношения к себе, интереса и ценностного отношения к другому человеку, его чувствам и желаниям, умение строить доверительные отношения с приемными родителями, построенные на принятии и понимании.

Также несовершеннолетним был показан видеоролик «Имя, и его скрытое значение». Участники выполняли практические задания, после чего обсудили полученные варианты ответов. Занятие традиционно завершилось рефлексией.

Педагог-психолог Голик О.В.
Педагог социальный Фомина Н.В.

26 января 2021



В декабре 2020 года на базе государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр г. Чаусы» в рамках заседания детско-родительского клуба «Содействие» для приемных семей дети совместно с родителями выполнили творческие работы, посвященные году Малой Родины. В результате приемные семьи создали фотоколлажи, отражающие красоту природы Чаусской Земли. Все получили большое эстетическое наслаждение!

22 декабря 2020



3 ноября 2020 года на базе ГУО «Социально-педагогического центра г. Чаусы» в рамках проекта по работе с подростками из приемных семей «Шаг в будущее» специалистами проведено очередное занятие с элементами тренинга на тему: «Он и она. Девочкам о девочках, мальчикам о мальчиках». Участники занятия - подростки 13-16 лет. Несовершеннолетние познакомились с особенностями течения периода полового созревания, правилами личной гигиены, психологическими особенностями полов, их уникальностью, с современными гендерными стереотипами. Специалисты СПЦ отвечали на возникающие у подростков вопросы по взаимоотношениям полов, по проблемам в период взросления и др. Также несовершеннолетним были предложены для просмотра видеоролики «Половое воспитание», «Когда девочка взрослеет». В завершении занятия девушки и юноши разделились на 2 команды и совместно изготовили коллажи «Кто такие юноши?» и «Кто такие девушки?».

3 ноября 2020



9 ноября 2020






Усыновление. Что это?

Усыновление – наиболее предпочтительная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Несмотря на заметную стабилизацию процесса социального сиротства, число детей, ежегодно передаваемых в семьи граждан Республики Беларусь на усыновление, значительно не меняется и составляет немногим более 500 человек в год. При этом в детских интернатных учреждениях республики воспитывается 5 тысяч детей, подлежащих усыновлению по правовому статусу, еще порядка 7 тысяч детей, подлежащих усыновлению, воспитываются в профессиональных замещающих семьях (приемных семьях, детских домах семейного типа).

Практика работы в сфере усыновления органов опеки и попечительства местных исполнительных и распорядительных органов, Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь показывает, что важнейшим направлением в активизации граждан в деле усыновления детей является предоставление им объективной и доступной информации о возможностях и путях усыновления.

Важность проблемы усыновления для каждого ребенка предопределяет одно из ведущих направлений в деятельности Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

Усыновить ребенка

Шаг 1

Вам необходимо пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранения медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители.

Получить по месту работы справки о занимаемой должности и заработной плате за предшествующий усыновлению год.

Получить в жилищно-эксплуатационной службе по месту жительства копию лицевого счета, либо сделать копию с документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность и вышеуказанными документами Вы должны обратиться в главное управление (отдел) по образованию по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).

При обращении супругов необходимо приложить нотариально заверенную копию свидетельства о браке, либо заверенную непосредственно главным управлением (отделом) по образованию.

Шаг 2

Главное управление (отдел) по образованию в течение одного месяца со дня Вашего обращения проводит обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, проводит либо организуют психологическое обследование кандидатов в усыновители.

По желанию кандидатов в усыновители психологическое обследование может осуществляться специалистами Национального центра усыновления по направлению главного управления (отдела) по образованию.

Психологическое обследование кандидатов в усыновители занимает 1-2 месяца и включает в себя собственно обследование, а также обязательные занятия (как правило в группе) по подготовке к выполнению родительских функций по отношению к усыновляемому ребенку «Родительская компетентность: механизмы и закономерности формирования».

В работе психолога используются такие методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.

Первая встреча занимает примерно 2-3 часа, и включает в себя первичное собеседование и компьютерную диагностику. Затем каждый супруг в отдельности приглашается на индивидуальное собеседование. Для того, чтобы сократить время собеседования, есть возможность заранее получить анкету-интервью и заполнить ее дома. Третья и т.д. встречи назначаются по необходимости.

По окончанию занятий кандидаты в усыновители получают результаты психологического обследования по форме, утвержденной Министерством образования РБ (Приложение 1 к постановлению МО РБ 12.03.2007 № 20).

Шаг 3

По истечении одного месяца с момента Вашего обращения в главное управление (отдел) по образованию с необходимыми документами, Вам выдается акт обследования, в котором указывается готовность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, а также в числе иных, следующие сведения:

  1. о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители;
  2. о том, лишались ли он родительских прав, были ли ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
  3. о том, отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  4. о том, не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите.

Данные сведения запрашиваются главным управлением (отделом) по образованию самостоятельно.

Шаг 4

Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение, можно приступать к подбору ребенка для усыновления.

Гавное управление (отдел) по образованию осуществляет подбор ребенка, соответствующего Вашему запросу только в детских интернатных учреждениях или организациях здравоохранения, находящихся на их территории.

Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы выданные главным управлением (отделом) по образованию обратиться в Национальный центр усыновления, где и будет осуществлен подбор ребенка из республиканского банка данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сведения банка данных об усыновлении (удочерении) детей представляются как в электронном виде, так и на бумажных носителях в форме личных карточек детей. Вы самостоятельно определяете, с каким видом информации о детях (в электронном виде или на бумажном носителе) Вам предпочтительнее и удобнее знакомиться.

Шаг 5

Если Вы подобрали ребенка, Вам выдается направление для знакомства.

Перед знакомством с ребенком Вы будете проинформированы о ряде правил, которых целесообразно придерживаться.

Ваш первый контакт возможен только в присутствии специалиста по охране детства и опекуна ребенка.

Вас обязательно ознакомят со всеми имеющимися сведениями о ребенке, а именно: о состоянии здоровья, возможном прогнозе развития, социально-правовом статусе, предоставляют информацию о родителях, наличии братьев, сестер, родственников у ребенка, их состоянии здоровья, особых потребностях ребенка, наличии оснований для получения пенсий, пособий и т.д.

Отказ от усыновления данного ребенка, не является препятствием для получения направление на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 6

Если принято решение об усыновлении именно этого ребенка, Вам необходимо обратиться в суд.

Заявление об усыновлении или удочерении ребенка подается гражданами Республики Беларусь, желающими усыновить ребенка, в районный (городской) суд по месту своего жительства или по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны:

  • фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства усыновителя (усыновителей);
  • фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства (нахождения) усыновляемого ребенка;
  • обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителя (усыновителей) об усыновлении ребенка.

В заявлении об усыновлении ребенка может содержаться просьба об изменении фамилии, собственного имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения в пределах одного года, места рождения усыновляемого ребенка в пределах Республики Беларусь, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении ребенка в качестве родителя (родителей).

К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:

  • копия свидетельства о браке усыновителя (усыновителей) - при усыновлении ребенка лицом (лицами), состоящим (состоящими) в браке;
  • документ, подтверждающий согласие одного из супругов на усыновление, - при усыновлении ребенка другим супругом;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя (усыновителей);
  • акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни усыновителя (усыновителей), содержащий в числе других сведений информацию о том, имел ли усыновитель на момент усыновления судимость за умышленные преступления, лишался ли родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении его отменено усыновление;
  • справка с места работы усыновителя (усыновителей) о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий усыновлению год;
  • документ, подтверждающий право пользования усыновителем (усыновителями) жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
  • За рассмотрение судом заявления об усыновлении необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2-х базовых величин.

    Заявление об усыновлении рассматривается судом в течение пятнадцати дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).

    Дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Дела об усыновлении рассматриваются судом в закрытом судебном заседании.

    Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе в его удовлетворении. В решении суда должно быть указано об удовлетворении либо отказе в удовлетворении просьбы усыновителя (усыновителей) об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновляемого ребенка, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении в качестве родителя (родителей) усыновленного ребенка.

    В интересах ребенка при усыновлении его одним лицом в решении суда об усыновлении по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина, а также если один из родителей усыновляемого ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (деда или бабки ребенка) указывается о сохранении правоотношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя.

    При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителя (усыновителей) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

    Шаг 7

    При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, либо в случае допущения судом немедленного исполнения такого решения, Вы можете забрать ребенка из места его нахождения.

    Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям передаются:

    • свидетельство о рождении ребенка;
    • выписка из истории развития ребенка (истории развития новорожденного) или о состоянии здоровья;
    • информация о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения организации здравоохранения);
    • документы об обучении (для детей школьного возраста);
    • документы о родителях (копия свидетельства о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);
    • информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;
    • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    • документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части);
    • иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

    Заключение

    Вам необходимо знать, что в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год осуществляется обязательный контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей, обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится главным управлением (отделом) по образованию по месту жительства, может проводится также Национальным центром усыновления.

    На каждого усыновленного ребенка главное управление (отдел) по образованию по месту фактического проживания усыновленного ребенка, формирует личное дело.

    Для формирования личного дела усыновленного ребенка Вам необходимо предоставить главному управлению (отделу) по образованию:

    • выписку из решения суда об усыновлении;
    • копию нового свидетельства о рождении ребенка;
    • выписку из лицевого счета или справку о составе семьи с места жительства усыновителей.

    Если Вы желаете получать ежемесячные денежные выплаты на усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста, Вам необходимо обратиться в главное управление (отдел) по образованию по месту жительства с письменным заявлением.

    При перемене места жительства усыновленного ребенка Вы должны известить главное управление (отдел) по образованию, на территории которого Вы проживали, о необходимости прекратить ежемесячные денежные выплаты (если таковые осуществляются) и передать личное дело усыновленного ребенка в главное управление (отдел) по образованию по новому месту жительства.

    Главное управление (отдел) по образованию по новому месту жительства усыновленного ребенка в двухнедельный срок со дня прибытия ребенка информирует об этом главное управление (отдел) по образованию по его прежнему месту жительства.

    С Вашего согласия либо по просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены разные специалисты (педагог-психолог, педагог социальный).

    Куда следует обращаться по вопросам усыновления?

    Более подробную информацию об усыновлении Вы можете получить на сайте Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь либо обратиться в отдел по образованию Чаусского райисполкома по адресу г.Чаусы, ул. Ленинская, д.17 каб. 319, тел. +375224278846

Опека

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства: более 10 тысяч детей живут под опекой и попечительством.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

  • не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя;
  • не лишавшийся судом родительских прав;
  • не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1.

Представить в отдел по образованию по месту жительства:

  • заявление;
  • паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
  • автобиографию;
  • одну фотографию размером 30 х 40 мм;
  • медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;
  • свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.

Шаг 2

В течение месяца отдел по образованию сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению отдела по образованию. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в отдел по образованию с заявлением о об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна, попечителя. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

Заключение

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в отделе по образованию по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

Кто же может быть опекуном?

Вы можете стать опекуном ребенка, если Вы

  • являетесь дееспособным;
  • не страдаете хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • по состоянию здоровья Вы можете осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя и это подтверждено результатами медицинского обследования ( Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • Вы не лишались судом родительских прав;
  • в отношении Вас ранее не было отменено усыновление вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей, Вас не отстраняли от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей,
  • Вы не имеете судимости за умышленные преступления, не осуждались за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
  • Ваши дети не признавались нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением Вами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Права и обязанности опекунов

Ни в коем случае не забывайте, что с момента назначения опеки Вы наделяетесь правами.

Вы вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. С учетом мнения ребенка, Вы имеете право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования.

Вы не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Общение подопечных с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с опекунами (попечителями), в котором указываются время, место и продолжительность общения. Споры, в случае их возникновения, разрешаются органом опеки и попечительства. У Вас есть право требовать возврата подопечных от любых лиц, удерживающих их у себя без законных оснований.

Не правда ли, было бы удивительно, наделив опекуна правами не возложить на него обязанности. Так, Вы обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. В отдельных случаях орган опеки и попечительства может дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 14 лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

При перемене места жительства подопечного (как в пределах территории Республики Беларусь, так и за ее пределами) опекуны обязаны письменно информировать об этом отдел по образованию по месту жительства.

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Опекуны (попечители) обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком.

В отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) лиц, не состоящих с ними в родстве, допускается усыновление в общем порядке.

Не нужно стесняться задавать вопросы специалисту отдела по образованию. Вопросы должны быть самыми разносторонними, касающимися состояния здоровья, характера ребенка, его особенностей, его прежней истории, его имущественного положения, Вашей задачей будет реализовать право опекаемого на жилье, либо заботиться о существующем, или при его отсутствии позаботиться о постановке ребенка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и многое другое.

Кроме этого, специалисты отдела по образованию осуществляет контроль за деятельностью опекунов. Такой контроль может осуществляться по поручению отдела по образованию и специалистами местного социально-педагогического учреждения или учреждения образования, которое посещает опекаемый ребенок. Целью такого контроля является наблюдение за развитием ребенка, надзор за сохранностью имущества подопечного, оказание психолого- педагогической и другой помощи. Контрольные обследования условий жизни подопечных проводятся не реже 2 раз в год.

Хотим отметить, что, несмотря на безвозмездность выполнения обязанностей по опеке, опекуны не обязаны содержать лиц, находящихся под их опекой за счет собственных средств. В этой связи на несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные выплаты на содержание, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др.

(Положение о государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840, текст здесь:

Прекращение опеки

В каких случаях прекращается опека:

  • достижение подопечным возраста 18 лет;
  • вступление подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;
  • объявление подопечного полностью дееспособным
  • Решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

    Кроме того, существуют и основания освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей (ст. 167 Кодекса о браке и семье):

  • усыновление (удочерение) подопечных;
  • возвращение детей на воспитание родителям;
  • по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
  • предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
  • признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь:
  • личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).
  • В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства.

    По вине опекуна он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей (ст. 168 Кодекса о браке и семье). Так, это возможно в случае:

  • ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей;
  • лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;
  • совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • использования опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.
  • В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации).

    Вопросы установления опеки (попечительства) урегулированы в
    ст.ст. 32 – 36 Гражданского кодекса Республики Беларусь,
    главой 14 (ст.ст. 142-168) Кодекса Республики Беларусь о браке и семье,
    Положением
    о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637

    Процедура установления международной опеки (попечительства) урегулирована в Положении о порядке международного усыновления (удочерения) и установления, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2007 № 122.

    Все не так уж и сложно, стоит подумать.

    С каждым днем, часом, минутой и даже секундой дети становятся старше, они растут… Жаль, не в семье.

Патронатное воспитание

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1

Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в отдел по образованию Чаусского райисполкома по адресу г. Чаусы, ул. Ленинская, д.17, кабинет 319, телефон +375224278846 с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2

Отдел по образованию сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел, суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни.

Шаг 3

По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в отдел по образованию получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка.

Шаг 4

Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в детское интернатное учреждение, учреждение профессионально- технического, среднего, высшего образования) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома, дети дружат, и Вы хотите пригласить ребенка из детдома к себе в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5

Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6

Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, - сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7

Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

  • один экземпляр договора патронатного воспитания;
  • копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
  • сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

  • заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;
  • совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;
  • нарушения прав и законных интересов ребенка;
  • самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8

Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений.

Контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание.

Приемная семья

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

  • реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;
  • жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
  • общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироваться в обществе;
  • быть усыновленными (при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

Шаг 1

Представить в отдел по образованию по месту жительства:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
  • свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;
  • сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2

Отдел по образованию в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты отдела по образованию обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3

Отдел по образованию организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели обучающие курсы, по программам, рекомендованным Министерством образования. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Шаг 4

Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

Шаг 5

Отдел по образованию предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, отдел по образованию информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в главном управлении (отделе) по образованию направление на знакомство с детьми.

Шаг 6

Отдел по образованию заключает с приемным родителем и родителем- воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей, и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Итак, в чем же отличительные особенности приемной семьи?

Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, т.е., занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Еще одной особенностью является факт, что передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между отделом по образованию местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем). Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Договор об условиях воспитания и содержания детей предусматривает:

  • условия воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
  • права и обязанности приемного родителя и органа опеки и попечительства,
  • срок договора,
  • формы контроля за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи,
  • основания и последствия прекращения такого договора.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.

Возможно заключение данного договора заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор об условиях воспитания и содержания детей. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор об условиях воспитания и содержания каждого вновь поступающего в семью ребенка.

Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

До заключения трудового договора отдел образования знакомит приемного родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

При досрочном расторжении одной из сторон договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и (или) трудового договора вопрос о возможности воспитания детей в данной семье решается органом опеки и попечительства.

Все возникающие в результате досрочного расторжения указанных договоров имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке.

На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению отделом по образованию обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между отделом по образованию и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей).

Трудовые отношения приемного родителям с отделом по образованию регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь.

Какие требования к кандидатам в приемные родители предъявляются в законодательстве?

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.

При наличии нескольких лиц, желающих принять одного и того же qребенка на воспитание в приемную семью преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) - с братьями, сестрами, дедом, бабкой.

Для создания приемной семьи Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;
  • свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке;
  • медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью;
  • сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Орган опеки истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

  • копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;
  • справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;
  • сведения о доходах;
  • сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
  • сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
  • Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

    По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов отдел по образованию знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

    После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в отдел по образованию с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).

    В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает отделу по образованию заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.

    Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью?

    На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

    Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет - только с их согласия.

    Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.

    При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.

    При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.

    Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.

    Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

    Какие документы передаются приемному родителю вместе с ребенком?

    На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

    • свидетельство о рождении ребенка;
    • медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;
    • документ об обучении (образовании) - для детей, получающих общее среднее образование;
    • документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);
    • сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;
    • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    • документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;
    • иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

    Документы передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей.

    Весьма важным является и вопрос материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание в приемную семью

    На содержание каждого приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, размер которых устанавливается Правительством Республики Беларусь (подробнее см. главу 3 Положения об условиях и порядке предоставления государственного обеспечения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, находящимся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 июля 2006 г. № 840).

    При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие), и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

    При наличии медицинских и социальных показаний, копии рецепта врача (заключения врачебно-консультационной комиссии) и платежных документов (документов об оплате) отдел по образованию на основании заявления приемного родителя ходатайствует перед местным Советом депутатов о выплате приемному родителю денежных средств на приобретение для приемного ребенка (детей) лекарственных средств, изделий медицинского назначения или технических средств социальной реабилитации.

    Условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества взятых на воспитание детей, их возраста и наличия у них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

    В случае, если воспитанник приемной семьи достиг совершеннолетия до завершения обучения в учреждении общего среднего либо специального образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание осуществляются до завершения обучения и решения вопроса о зачислении его в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования либо до его трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не более трех месяцев со дня окончания обучения.

    Контроль за расходованием средств и управлением имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, осуществляется отделом образования.

    Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет средств бюджета, принимается на баланс отделом по образованию. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества и имущества, принадлежащего приемным детям.

    При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, передается главному управлению (отделу) по образованию.

Как не стать жертвой насилия




Характеристика детей, растущих в обстановке насилия

Ребенок, растущий в обстановке насилия, нуждается в специальной помощи. Дети, которых не бьют, но которые являются свидетелями насилия в отношениях между родителями, имеют большую склонность к депрессиям и проявлениям злобы и беспомощности в отношении происходящего, чем дети, которых бьют. Исследования показывают, что 20% всех девочек, растущих в обстановке насилия, будут впоследствии жестоко обращаться со своими детьми; 40% мальчиков, являющихся жертвами насилия, впоследствии будут жестоко обращаться со своими детьми, однако 80% мальчиков, которые выросли в обстановке насилия, но не подвергались насилию сами, а только были свидетелями, впоследствии будут проявлять насилие к своим партнерам и детям.

Дети – жертвы насилия могут ощущать вину и ответственность за то, что они стали причиной насилия, и будучи не в состоянии предотвратить насилие, постоянно думают, как это сделать. Дети часто получают телесные повреждения, когда они пытаются вмешаться.

Черты жертвы:

  • Подвергается высмеиванию;
  • Подвергается толчкам, пинкам;
  • Попадает в драки, которые старается избежать;
  • Его вещи отнимают или уничтожают;
  • Наблюдаются порезы, порванная одежда;
  • Исключается из групп сверстников;
  • Выбирается для игр последним;
  • Держится вблизи от учителя

Психологические характеристики родителей, совершающих насилие

Многие из таких родителей в детстве сами подвергались насилию. Это родители неадекватны в следующем:

  • не осознают своих потребностей;
  • не могут опознать эти потребности в других;
  • не способны объединять эти потребности;

В момент стресса они озабочены лишь собственным состоянием;

  • Воспринимают ребенка как объект;
  • Относятся к ребенку как к собственности, с которой они могут делать все, что захотят;
  • Предъявляют к ребенку слишком взрослые требования;
  • Имеют низкую самооценку;
  • Импульсивны и агрессивны.

Причины совершения насилий:

Родители – психотики: могут совершать насилие по бредовым соображениям.

Родители, получившие военное воспитание.

В процессе культов.

Когда с синдромом жестокого обращения, впервые сталкиваются люди, далекие от данной проблемы. Родители, которые совершают насилие, относятся ко всем слоям общества (богатые и бедные, образованные и необразованные, разных расс и религиозных верований.

Кроме национальных, семейных традиций существует множество личностных факторов, способствующих проявлению жестокости по отношению к своему ребенку. К таким факторам относят те, которые вызывают у взрослого человека раздражение:

У матери: стрессовые ситуации обусловлены случайной беременностью и рождением нежеланного ребенка, неполной семьей, рождением ребенка от нелюбимого человека, ранним материнством, рождение ребенка с пороками в развитии, частые капризы ребенка, реакция обманутых ожиданий. Младенца могут бросать, трясти, причиняя этим травмы.

У отца раздражительность обусловлена: потерей работы, случайными неприятностями, усталостью. Его ожидания найти покой дома не оправдываются, так дома маленький ребенок, требующий большого внимания жены. Начинаются проблемы в интимной жизни. Раздражение срывается на жене, на ребенке.

Поведение взрослых:

  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение.
  • Существуют противоречия в истории повреждения ребенка.
  • Несоответствие истории болезни с видимыми травмами и физическими повреждениями.
  • Перенос ответственности на другого человека.
  • Обвиняет ребенка в нанесении себе повреждений.
  • Многократное помещение ребенка в лечебные учреждения с аналогичными повреждениями.
  • Обвинения ребенка родителей.

Дети из семей, в которых практикуется насилие

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем детям, но вероятность наличия многих из них велика.

Страхи

Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Внешние проявления поведения

Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия.

Неспособность выразить чувства вербально

Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей

Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.

Защитник матери

Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарования

Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации

Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает мать, но не понимает, с чем это связано. Многие дети не понимают даже, почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство ненужности

Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция

В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства к отцу.

Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например: скучать по нему

Последствия:

Статистика показывает, что у детей, подвергшихся насилию, факторы риска значительнее возрастают.

  • Дети – жертвы в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками;
  • Дети – жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида;
  • Дети – жертвы составляют 60 - 70% беглецов, 98% детской проституции;
  • 60 % детей страдает от проблем питания;
  • 98% инвалидов, страдающих от множественных личностных расстройств;
  • У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального насилия в детстве;

Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к психогенным состояниям.

Типы стрессовых расстройств:

  1. Симптомы повторного переживания:
    • Ночные кошмары;
    • Навязчивые негативные повторные воспоминания о событии;
    • Сопровождение сильным чувством тревоги и страха;
    • Внезапные поступки и чувства.
  2. Симптомы избегания:
    • Избегание мыслей и чувств, связанных с событием;
    • Избегание деятельности, связанной с событием;
    • Невозможность вспомнить детали события;
    • Снижение интереса к ранее значимой деятельности;
    • Чувство отстраненности, отчуждения;
    • Притупленность эмоций;
    • Депрессия, отсутствие ориентации на будущее;
    • Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.
  3. Симптомы повышенной возбудимости:
    • Трудности засыпания, бессонница;
    • Раздражительность, агрессивность, стремление решать проблемы с помощью грубой силы;
    • Нарушение памяти и концентрации внимания. Человек испытывает трудности, когда что-то требуется вспомнить;
    • Немотивированная сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг.

Телефоны «Доверия» (экстренной психологической помощи)


Республиканская «Детская телефонная линия» - 8-801-100-1611

г. Могилев - +375222473161



Центры дружественного отношения к подросткам Могилевской области (информация по данным сайта:


ЦДП «Импульс» УЗ «Бобруйская городская детская больница» филиал детская поликлиника № 2 (г. Бобруйск, ул. Советская, д. 116)
тел. +375225704353

ЦДП «Альтернатива» Филиал № 4 УЗ «Могилевская детская поликлиника» (г. Могилев, ул. Симонова, д. 55 б)
тел. +375222488842, факс +375222484076

ЦДП «Доверие» УЗ «Горецкая центральная районная больница» (г. Горки, пр-кт Интернациональный, д. 2)
тел. +375223361505