Дошкольное образование


В государственном учреждении образования «Детский сад 2 г.Чаусы» 🔆в это праздничный день, прошло развлечение «В стране веселья» Какой же праздник может обойтись без веселых гостей. Вот и к нашим ребятам в гости пришел веселый Чебурашка, который в течение всего мероприятия танцевал с детьми, загадывал загадки, шутил, пел песни и участвовал в конкурсах, а так же предложил всем вместе отправиться в волшебную страну Диско-музыка🪩. Праздничное мероприятие доставило детям радость от участия в конкурсах, розыгрышах и забавах. Дети были в восторге! День смеха в нашем садике прошел весело и шумно.

1 апреля 2024




Хорошо, когда сказку можно не только услышать, но и увидеть, особенно 27 марта, когда в стране отмечают Всемирный день театра И в этот, особенный праздничный день воспитанники государственного учреждения образования «Детский сад 2 г.Чаусы» подготовили и показали малышам инсценировку любимой сказки «Теремок на новый лад»( по правилам пожарной безопасности). Ребята были очень эмоциональны, с большим удовольствием перевоплощались в персонажей сказки, переживая происходящие в них события. Их выступление было выразительным и ярким. Все артисты получили заслуженные аплодисменты! ‼️Ну а зрители большое удовольствие от просмотренного спектакля!

27 марта 2024




Сегодня воспитанники старшей группы детского сада #3 совместно с работниками сектора культуры приняли участие в конкурсно-игровой программе «ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ». Вместе с клоуном дети выполняли различные задания: танцевали с мячом, играли в догонялки, развлекались. Игры и развлечения на свежем воздухе - приятное времяпровождение. Они благоприятно влияют на физическое и умственное развитие детей. Ребята весело провели время, а также получили массу ярких впечатлений.

26 марта 2024




15 марта 2024 года в государственном учреждении образования «Детский сад 4 г. Чаусы» прошли мероприятия, посвященные Дню Конституции Республики Беларусь. С воспитанниками проведены беседы о главных символах Республики Беларусь, основных положениях Конституции Республики Беларусь, ребята рассмотрели паспорт гражданина Беларуси 🇧🇾. Итогом дня стало торжественное мероприятие «Мы - граждане мирной и созидательной страны»

15 марта 2024




Сегодня воспитанники старшей группы детского сада 3 посетили детскую городскую библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Рассказ библиотекаря слушали с большим интересом. Она познакомила детей с коллекцией книг, журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как вести себя на абонементе и в читальном зале. Провела интересное занятие про сказочных героев из сказок.

5 декабря 2023




Сегодня для воспитанников детского сада 3 выдался интересный и познавательный день. Посетили музей и прослушали сказки на подушках





Воспитанники детского сада №1 28 ноября посетили кинозал "Сузорье", где посмотрели не только развлекательные мультипликационные фильмы, но и ознакомились с правилами безопасного поведения на водоемах зимой.

28 ноября 2023




В государственном учреждении образования "Антоновский детский сад" уже стало традицией проводить выставки совместных работ детей и родителей. 27.11.2023 подведены итоги конкурса "Осенние фантазии". Такие работы сближают , позволяют им выразить свой творческий потенциал и продемонстрировать свои таланты, воспитывать добро и человеческое отношение ко всему окружающему, развивать семейное творчество. Все участники получили сладкие призы.

27 ноября 2023



Мероприятия, посвящённые теме безопасности, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила безопасности преподнесённые не в обыкновенной беседе, а в близкой детям сказке, викторине, игре, эстафете. Сегодня в государственном учреждении образования «Детский сад №4 г. Чаусы» в старших группах №1,2 в рамках дня здоровья «Спорт и безопасность» прошел спортивный праздник «За безопасность вместе» с участием родителей. Мероприятие было направлено на укрепление здоровья воспитанников, приобщение их к здоровому образу жизни и на закрепление навыков безопасности.

Играя и соревнуясь участники вспомнили дорожную, пожарную и домашнюю безопасность. Все участники справились с заданиями, им было очень интересно и весело. И на память о встрече воспитанникам были вручены заслуженные медали, а родителям грамоты и памятки по безопасности. Участники праздника унесли домой не только награды, но и заряд бодрости и хорошего настроения.





В соответствии с планом работы главного управления по образованию Могилевского облисполкома на 2022 год 17 июня в Чаусском районе, на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 3 г. Чаусы», состоялось совещание «Организация летней оздоровительной кампании в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования» для специалистов области, курирующих вопросы д ошкольного образования.

Участников совещания приветствовал Никифоров Денис Владимирович, начальник отдела по образованию Чаусского райисполкома. Он познакомил гостей с системой образования Чаусского района, поделился успехами и достижениями обучающихся и педагогов района. Во главе с заведующим государственным учреждением образования «Ясли-сад № 3 г. Чаусы» Кравцовой Ириной Владимировной, коллектив презентовал игровые участки учреждения образования, а также продемонстрировал художественно-эстетическую и физкультурно-оздоровительную деятельность воспитанников на свежем воздухе. Казакова Инна Михайловна, директор учреждения культуры «Чаусский районный историко-краеведческий музей», провела для гостей экскурсию по городу.

В ходе совещания Багновская Людмила Анатольевна, главный специалист управления дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Могилевского областного исполнительного комитета, выступила с вопросом об обеспечении безопасных условий пребывания воспитанников в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Об организационно-методическом сопровождении педагогических работников по подготовке к летней оздоровительной кампании в учреждениях дошкольного образования рассказала начальник отдела дошкольного и начального образования учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», Грибанова Жанна Михайловна. В ходе «открытого микрофона» специалисты, курирующие вопросы дошкольного образования делились опытом по организации летней оздоровительной работы в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

17 июня 2022




21 мая в Белорусском государственном университете прошел День детской журналистики, в рамках которого наградили победителей и призеров республиканского конкурса юных журналистов «Старт». Приз в номинации «Лучший герой фото» получила воспитанница детского сада Осиновского УПК д/с-СШ (Чаусский район) София Шевцова.

- Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к миру профессий, - полагают педагоги учреждения образования.

- Современные дети все реже мечтают стать космонавтами, бизнесменами и даже айтишниками. Все чаще от ребенка можно услышать: «Я буду блогером!». Так и наша Соня любит не только смотреть в интернете детские видеоблоги, но и сама вместе с родителями размещает свои видео и фотовпечатления в соцсетях.

Эфиры «С Днем Победы», «75-летию Великой Победы посвящается», «Малыши против COVID-19», «Наша дружная семья в безопасности сильна», «Знакомство с профессиями аграрной направленности» собирают все больше зрителей. А еще у Софии есть своя рубрика и на сайте районной газеты «Искра». Так, путешествуя и играя, девочка учится любить свою малую Родину, помнить прошлое, чтобы жить счастливо в будущем.

- Кто знает, быть может, повзрослев София войдет в журналистику будущего. Пока начинание девочки может показаться обычным развлечением. Тем не менее, это хорошее средство для самовыражения, площадка для общения и раскрытия своих талантов. Ведь профориентация в детском саду является первоначальным звеном преемственности в единой непрерывной системе образования, - уверена учитель начальных классов Рита Ковалева.

22 мая 2022




29 апреля 2022 года прошел онлайн-марафон для педагогических работников учреждений дошкольного образования по теме «Пульсирует память в стихах о войне», посвященный Дню Памяти, организованный учреждением образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Целью проведения онлайн-марафона является привлечение внимания педагогических работников учреждений дошкольного образования к историческому прошлому страны в военный период.

В данном мероприятии приняли участие следующие педагоги дошкольных учреждений образования:

Ицанкова Ирина Михайловна, учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 2 г.Чаусы»

Кравцова Ирина Владимировна, заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 3 г.Чаусы»



Шелег Татьяна Вячеславовна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Ясли-сад № 4 г.Чаусы»

Пухнавцева Людмила Александровна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Ясли-сад № 5 г.Чаусы»





Каждый законный представитель (родитель) ребенка дошкольного возраста задается вопросами о том, в какое учреждение образования определить свое чадо, какие педагоги осуществляют образовательный процесс в данном учреждении образования (образование педагога, категория, стаж работы), какие платные услуги в сфере образования реализовываются в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования т.д. На все эти и многие другие вопросы законные представители могут найти ответ, посетив сайты учреждений образования.

Сегодня на интернет-сайте отдела по образованию в разделе «Дошкольное образование» для законных представителей (родителей) детей дошкольного возраста размещена «Интерактивная карта учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования Чаусского района», где обеспечена визуализация информации о количестве свободных мест в каждом конкретном учреждении образования, реализующем образовательную программу дошкольного образования нашего района. Информация о наличии свободных мест будет обновляться 2 раза в месяц (на 1-ое и 15-ое число). Благодаря этому законные представители (родители) будут иметь возможность владеть актуальной информацией о количестве свободных мест в интересующем их учреждении образования.





С целью развития творческих способностей педагогических работников учреждений дошкольного образования в изготовлении тематических открыток прошел фестиваль креативных идей «Открытка своими руками».

Фестиваль проходил в 2 этапа (первый (районный) с 22.01.2021 по 05.02.2021 г., второй (областной) с 28.01.2021 по 19.02.2021 г.) по 5 номинациям, каждая из которых предполагала предоставление от педагогического работника не более 1 тематической открытки, выполненной как в традиционных «ручных» техниках, так и (или) с помощью ИКТ.

На первый (районный) этап было предоставлено 35 работ из всех учреждений дошкольного образования, 9 из которых были награждены дипломами победителя отдела по образованию райисполкома и отправлены для участия во втором (областном) этапе.

По итогам областного этапа 6 участников (из 9) получили сертификат финалиста.





С целью воспитания у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствования форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по направлению безопасности жизнедеятельности, создания условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности, активизации включения родителей (законных представителей) в процесс воспитания культуры безопасности жизнедеятельности отделом по образованию Чаусского райисполкома совместно с районным отделом по чрезвычайным ситуациям в ноябре 2018 года проведен районный этап Фестиваля «Безопасное детство».

В соответствии с Положением о проведении Фестиваля по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство» районный этап проводился по 4 номинациям: «Уголок безопасности», «Гордимся, что научили», «Дидактическая игра», «Азбука безопасности».

Не просто было выбрать победителей. В этом году в районном этапе Фестиваля приняли участие все 15 учреждений дошкольного образования. Следует отметить, что материалы по всем четырем номинациям предоставили государственные учреждения образования «Ясли-сад №1 г.Чаусы», «Ясли-сад № 3 г.Чаусы», «Ясли-сад № 4 г.Чаусы», «Санаторный ясли-сад № 5 г.Чаусы», «Антоновский ясли-сад», «Горбовичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», «Дужевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», «Радомльский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа», «Сластеновский учебно-педагогический комплекс детский сад–средняя школа», «Устянский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа».

Жюри отметило высокий профессиональный подход педагогов, качественное и эстетическое оформление работ, их соответствие тематике фестиваля, оригинальность представления материалов, направленность на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования, содержательность и информированность представления опыта семейного воспитания.

Огромный творческий потенциал, постоянный поиск новых форм работы с детьми – эти составляющие с успехом были воплощены в жизнь и сделали конкурс не только интересным, но и полезным. Информационные материалы, сценарии, спортивные праздники, развлечения, театрально-игровые постановки – были представлены на суд жюри. Педагоги не только разработали, но и изготовили собственными силами огромное количество дидактических игр. Что не менее важно, материалы постоянно используются в проведении обучающих занятий с детьми.

По итогам фестиваля награждены дипломами отдела по образованию Чаусского райисполкома:

    в номинации «Уголок безопасности» следующие учреждения образования:
      государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г.Чаусы»- диплом I степени; государственное учреждение образования «Горбовичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»- диплом II степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г.Чаусы»- диплом III степени; государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад № 5 г.Чаусы»- диплом III степени;
    в номинации «Дидактическая игра» следующие учреждения образования:
      государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г.Чаусы»- диплом I степени; государственное учреждение образования «Волковичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»- диплом II степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г.Чаусы»- диплом III степени;
    в номинации «Азбука безопасности» следующие учреждения образования:
      государственное учреждение образования «Ясли-сад №2 г.Чаусы»- диплом I степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г.Чаусы»- диплом II степени; государственное учреждение образования «Антоновский ясли-сад»- диплом II степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г.Чаусы»- диплом III степени; государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад № 5 г.Чаусы»- диплом III степени;
    в номинации «Гордимся, что научили» следующие учреждения образования:
      государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад № 5 г.Чаусы»- диплом I степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г.Чаусы»- диплом II степени; государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г.Чаусы»- диплом III степени; государственное учреждение образования «Горбовичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»- диплом III степени.

Работы победителей районного этапа фестиваля направлены для участия в областном этапе.




Алгоритм определения ребенка в учреждение дошкольного образования

1. Постановка ребенка на учет с целью получения им дошкольного образования Для постановки на учет законному представителю ребенка необходимо обратиться в службу «одно окно» администрации района города по месту нахождения учреждения дошкольного образования. При обращении представить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка (далее – паспорт); свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь) (далее – свидетельство о рождении ребенка).

2. Получение направления в учреждение дошкольного образования Для получения направления необходимо обратиться в управление по образованию администрации того района, в котором ребенок поставлен на учет. При обращении представить следующие документы: заявление о выдаче направления; паспорт; свидетельство о рождении ребенка; заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования); заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

3. Зачисление в учреждение дошкольного образования В течение 15 дней после получения направления законным представителям ребенка необходимо обратиться к администрации учреждения дошкольного образования, указанного в направлении, со следующими документами: заявление о зачислении; направление в учреждение дошкольного образования; медицинская справка о состоянии здоровья ребенка; заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования); заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

Ребенок принят в учреждение дошкольного образования: что можно, а что нельзя приносить ребенку с собой?

  • В дошкольное учреждение нельзя приносить из дома:
  • Любые лекарственные препараты, витамины. Дошкольное учреждение могут посещать только здоровые дети, воспитанники с признаками заболевания изолируются до прихода родителей. Принесенные ребенком лекарства, витамины могут стать причиной отравления других детей.
  • Продукты питания. Чтобы ребенок полноценно рос и развивался, ему необходимо обеспечить рациональное питание, которое имеет особое значение в дошкольном возрасте. Питание в дошкольных учреждениях составляется с учетом всех норм и требований. Помните, что детям свойственно угощать друг друга принесенными сладостями – это может стать причиной аллергической реакции, пищевого отравления, инфекционного заболевания. Так же ребенок может во время игры, бега подавиться конфетой или жевательной резинкой.
  • Опасные предметы. Часто дети, втайне от родителей, приносят в детский сад гвозди, куски проволоки, зажигалки и др. Это может быть причиной травмы ребенка.
  • Косметические препараты. Запрещено приносить различные предметы косметики – детскую туалетную воду, лак для ногтей и др. Дети, играя, могут испортить одежду или, используя косметику, вызывать аллергическую реакцию.
  • Что касается игрушек, принесенных ребенком в учреждение: они должны быть безопасными, соответствовать санитарным требованиям.

Напоминаем, что учреждение дошкольного образования не несет ответственность за сохранность игрушек, ценных вещей (золотых украшений, мобильных телефонов). Внимательно проверяйте, что именно ваш ребенок несет в детский сад!

Как перевести воспитанника в другое учреждение образования?

Перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:

  • по инициативе законного представителя воспитанника;
  • в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Положения.

Учреждение дошкольного образования не вправе препятствовать переводу воспитанника, законный представитель которого изъявил желание перевести его в другое учреждение дошкольного образования.

Прием в учреждение дошкольного образования в связи с переводом из другого учреждения дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования.

Отчисление (прекращение образовательных отношений) Подпунктом 5.6. пункта 5 статьи 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Министерство образования Республики Беларусь не устанавливает перечень уважительных причин.

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными.

Какой период времени за воспитанником сохраняется место в учреждении образования?

В случае непосещения воспитанником учреждения дошкольного образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев.

Как осуществляется комплектование групп?

Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

Комплектование учреждения дошкольного образования осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством. Специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (пункт 46 Положения об учреждении дошкольного образования).

Посещение учреждений дошкольного образования детьми 6 лет

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является.

О приеме в первый класс

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего года.

Прием лица в первый класс осуществляется на основании заявления законного представителя при предъявлении свидетельства о рождении ребенка (копия) и медицинской справки о состоянии его здоровья.

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляет служба «Одно окно» Чаусского районного исполнительного комитета ул. Ленинская,17 к.103

Время работы 8.00-17.00 понедельник-пятница

Перерыв на обед 13.00-14.00

Документы и (или) сведения, предоставляемые гражданином для осуществления административной процедуры 6.6. (постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования):

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка
  • Свидетельство о рождении ребенка
  • Размер платы взимаемой при осуществлении административной процедуры - бесплатно

    Максимальный срок осуществления административной процедуры — в день обращения

    Срок действия — до получения направления в учреждение образования.

    Выдача направления в государственное учреждение образования

    Выдача направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется Чаусским районным исполнительным комитетом ул. Ленинская,17 к.416

    Время работы 8.00-17.00 понедельник-пятница

    Перерыв на обед 13.00-14.00

    тел.: +375224278858

    Документы и (или) сведения, предоставляемые гражданином для осуществления административной процедуры 6.7. (получения направления):

    • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка
    • Свидетельство о рождении ребенка
    • Заключение врачебно-консультационной комиссии – в случае направления ребенка в санаторные группы государственного учреждения образования
    • Заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования.

    Размер платы взимаемой при осуществлении административной процедуры - бесплатно

    Максимальный срок осуществления административной процедуры — в день обращения

    Срок действия документа, выдаваемого при осуществлении административной процедуры — 15 дней.

    Определение детей в учреждения дошкольного образования осуществляется отделом по образованию Чаусского райисполкома. Направления выдаются только родителям (законным представителям воспитанника) в течение календарного года в учреждения дошкольного образования, которые имеют свободные места. Комплектование групп учреждений дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

    Дополнительную информацию можно получить в отделе по образованию Чаусского райисполкома по телефону: +375224278858 (методист по дошкольному образованию Стручкова Татьяна Александровна)

Обеспечение безопасных условий при реализации образовательных проектов в учреждении дошкольного образования.

Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в дошкольных учреждениях — одна из проблем, которая находится под пристальным вниманием руководителей, педагогов, родителей, общественности и других заинтересованных лиц. Требования к созданию безопасных условий для ребенка при осуществлении образовательного процесса содержатся в ряде нормативных документов. Статья 91 Кодекса определяет основные требования к организации образовательного процесса:

  • охрану здоровья обучающихся;
  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса.

Одним из основных документов по обеспечению безопасной жизнедеятельности ребенка в учреждении дошкольного образования являются Санитарные нормы и правила «Требования для учреждения дошкольного образования»

Большое внимание теме безопасности детей в учреждении дошкольного образования уделяется в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному году. Таким образом, при организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников. С этой целью проводится целенаправленная работа по созданию системного подхода к организации здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях.

Образовательный процесс, в который вовлекается ребенок, должен, с одной стороны, соответствовать всем существующим требованиям безопасности, с другой − постоянно совершенствоваться с целью достижения соответствующего качества образования.

Одним из наиболее эффективных способов совершенствования качества образовательного процесса является внедрение в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий.

Технологизация образовательного процесса – верный способ упорядочивания деятельности ребенка и педагога, который гарантирует достижение запланированных результатов.

Образовательная технология, как известно, представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированный результат. Особое место в классификации образовательных технологий занимают технологии проектной и исследовательской деятельности. Популярность данных технологий постоянно растет, так как их использование успешно содействует развитию исследовательских умений и навыков, побуждающих детей дошкольного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Особым способом практического освоения действительности является детское экспериментирование. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей, вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего пространства, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Создание условий для детского экспериментирования:

  1. Установить правила проведения опытов и экспериментов. Хорошо продумать организацию опыта, место и время его проведения, а также участие в нем воспитанников. Дать им четкую инструкцию, познакомить с последовательностью всех действий, показать, как контролировать ход проведения опыта.
  2. Определить содержание исследований в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
    • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево, солома, бросовый материал и др.);
    • О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода, снег, тепло, звук, вес, притяжение и др.);
    • О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений и др.);
    • Условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб), поддержание чистоты в клетке, аквариуме и др.);
    • О предметном мире (история возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, игрушки, одежда, транспорт, обработка материалов и др.).
  3. Оборудовать центр познавательной практической деятельности в соответствии с требованиями безопасности.
    • Прозрачные и непрозрачные емкости.
    • Мерные ложки, пластмассовые колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
    • Резиновые груши разного размера.
    • Пластиковые, резиновые трубочки.
    • Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
    • Пластиковые контейнеры.
    • Рулетка, линейка.
    • Весы, компас, песочные часы, лупа, фонарик, микроскоп.
    • Фартуки, нарукавники, щетки, совки.
    • Лопатки, грабли, лейки и др.
    В центре должны отсутствовать стеклянные, острые, колющие и режущие предметы.
  4. Уточнить правила безопасности в ходе осуществления исследования.
    • Работа под наблюдением взрослого.
    • Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
    • Ничего не подносить ко рту и не пробовать без разрешения взрослого.
    • Грязными руками не трогать глаза.
    • Не брать руки в рот и т.д.
    В современных условиях невозможно представить осуществление исследовательской деятельности без использования ИКТ и ЭСО. Необходимо выдерживать требования к их использованию.
    Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяется педагогом самостоятельно на основе сформулированных у чебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.
    В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию.
    Содержание работы должно быть логическим продолжением материала, освоенного ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.
    При организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с использованием ИКТ и ЭСО должны соблюдаться следующие требования:
    • кратность проведения занятий, игр;
    • не более 2 раз в неделю;
    • одновременное использование одной персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более детей не допускается;
    • продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора составляет не более 10 минут;
    • портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и др., планшеты, электронные книги и др.) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;
    • использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;
    • занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность.
  5. Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
    • провести инструктаж взрослых;
    • провести консультации по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
  6. Создать в группе благоприятный микроклимат.

Об организации платных услуг в учреждениях дошкольного образования

Следует разделять два понятия: «платные услуги в сфере дошкольного образования» и, «платные услуги, оказываемые учреждением дошкольного образования».

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2013 № 05-34/20 учреждения дошкольного образования, имеют право оказывать услуги в сфере дошкольного образования на платной основе. Оказание таких услуг осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования, типовая форма которого утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2012 № 75 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением дошкольного образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

Заведующим учреждениями дошкольного образования следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 138 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств, или ухудшать качество этой деятельности. Кроме того, Кодекс не определил право учреждений дошкольного образования на реализацию ими образовательных программ детей и молодежи.

Однако учреждение дошкольного образования может создавать группы на платной основе. Создание таких групп осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, при условии, что это не нарушит право граждан на бесплатное дошкольное образование, гарантированное Конституцией Республики Беларусь. Т.е. группы на платной основе создаются при наличии свободных мест в учреждении дошкольного образовать и желания родителей оплачивать пребывание в нем своих детей.

Кроме того, Министерство образования Республики Беларусь при определении содержания платных образовательных услуг настоятельно рекомендует руководствоваться соответствующими разделами учебной программы дошкольного образования. «Материнская школа», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография». Реализация перечисленных разделов учебной программы регулируется постановлением Министерства образования от 27.11.2012 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

Так, в учреждениях дошкольного образования с целью педагогической поддержки детей от рождения до трех лет, выступающей как помощь родителям в воспитании ребенка, могут создаваться платные «Материнские школы». Основная их цель - повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до трех дет, педагогическая поддержка развития детей.

Одной из задач выступает содействие родителям в обогащении их опыта воспитания ребенка от рождения до трех лет. Работа «Материнской школы» может быть организована как в учреждении дошкольного образования, так и в семье. В учреждении дошкольного образования взаимодействие осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специальных оборудованных помещениях. Такие труппы функционируют по гибкому режиму: 2 раза в неделю по 2-3,5 часа в день в зависимости от запросов родителей. Одновременно могут находиться в группе 3-4 пары «родитель - ребенок».

К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги, психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники. Соответствующие требования к ним определяются должностными инструкциями.

Методами работы могут выступать мини-лекции, консультации, тренинги, круглые столы, опросы, беседа, наблюдение, анализ документации, самоописание родительского опыта, самопрезентация себя как родителя, анализ педагогических ситуаций, анализ произведений художественной литературы, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями детского поведения, обращение к опыту родителей, взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности, анализ видеоматериалов.

Взаимодействие в семье предусматривает посещение педагогами семьи и оказание родителям помощи в воспитании детей. Возможно также взаимодействие педагогов только с родителями, которое осуществляется в соответствии с запросами родителей, как в условиях учреждения дошкольного образования, так и в условиях семьи. Обычно оно предусматривает проведение консультаций для родителей и занятий с ними.

Освоение раздела «Иностранный язык» предлагается детям от 4 до 7 лет. Перед педагогами, обучающими детей дошкольного возраста иностранному языку, стоит довольно ответственная задача, поскольку начальный этап знакомства с новым языком является важным моментом в жизни детей. Поэтому процесс изучения нового языка должен проходить под грамотным педагогическим руководством. Следовательно, работник (находящийся в штате или приходящий) должен иметь педагогическое образование в области иностранного языка.

Программа по иностранному языку рассчитана на два года - по 28 часов в год для каждой возрастной группы (средней - от четырех до пяти лет, старшей - от пяти до семи лет). Занятия в форме игры проводятся два раза в неделю по 30 минут. Рекомендуется (при соответствующих знаниях воспитателей и иных работников учреждения дошкольного образования) осуществлять общение с детьми на иностранном языке также и во время различных режимных моментов: зарядки, подъема, одевания, подготовки к приему пищи, прогулок, на занятиях по физической культуре, пению, рисованию, труду. Допускается использование игрового общения на иностранном языке вне регламентированных занятий (во время настольных и подвижных игр, подготовки и проведения утренников, праздников, инсценированных сказок на иностранном языке).

Заведующему учреждением дошкольного образования следует знать, что тематика по иностранному языку должна перекликаться с материалом, который используется для развития речи на родном языке. Но она не должна опережать тематику по развитию родной речи и идти только после того, как соответствующий материал будет усвоен на родном языке, чтобы не создавать детям дополнительных трудностей.

Что касается разделов образовательной программы «Детское ручное ткачество» (для детей от 5 до 7 лет) и «Хореография» (для детей от 4 до 7 лет», то требования к их содержанию также подробно изложены в постановлении Министерства образования от 27.11.2012 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования». Для реализации этих разделов также можно привлекать как работающих в учреждении, так и приходящих работников. Основное требование к ним - педагогическое образование и владение навыками в предметной области.

При организации любых образовательных услуг сверх содержания бюджетных образовательных областей следует учитывать постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», особое внимание обратив на пункт 164 этих требовавши. Кроме того, заведующие учреждениями дошкольного образования должны знать, что в неделю общее количество 30-минутных платных занятий не должно превышать 2 для детей от 4 до 5 лет, 3 - для детей от 5 до 7 лет. Т.е., к примеру, при реализации раздела образовательной программы «Иностранный язык» для детей средней возрастной группы (от 4 до 5 лет) другие разделы образовательной программы на условиях оплаты в этой труппе реализовывать уже нельзя.

Помимо платных образовательных услуг в соответствии с постановлением Министерства образования от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» учреждение дошкольного образования в соответствии с законодательством имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность и иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную уставом.

Разъяснения даны В.М. Зданович, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.