Безопасность

Информационный уголок в школе по безопасности дорожного движения

Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах:

  1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).
  2. Информация (по согласованию с районным отделом Госавтоинспекции) о закреплении за школой сотрудников ГАИ с указанием должности, фамилии, телефонов.
  3. Информация о ДТП, происшествия с участием учащихся школы и краткий разговор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшествием ДТП.
  4. Информация о нарушителях ПДД – учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах принятых к нарушителям.
  5. Информация о проводимых в школе мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.
  6. Информация ГАИ о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).
  7. В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге», «Как избежать опасности на дороге» и т.п.
  8. Информация для родителей.
  9. В каждой школе должен обязательно выпускаться бюллетень для родителей. Школа обязана чётко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать об актуальных задачах. Всё это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ. Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относиться непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению, нередко случается.
  10. В качестве информационных материалов, как для родителей, так для детей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.
  11. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в школах имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой пользы «работающей» информации не несут. Сама по себе задача обеспечения безопасности движения учащихся из дома в школу, обратно и в других направлениях в границах микрорайона школы всегда была и остаётся актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому надо обозначать основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зелёные насаждения и т.п.), надписи должны выполняться чётко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, тротуар, раздельная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся.Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Детские транспортные площадки

Дать детям теоретические знания это еще не значит научить их правильно пользоваться ими на дороге: необходимо практическое закрепление этих знаний.

Для дошкольников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, они должны быть оборудованы в каждой школе и детском саду.

Транспортная площадка (автоплощадка) представляет комплекс, состоящий из следующих элементов:

  • асфальтированной площадки (на улице) с разметкой проезжей части;
  • технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;
  • транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);
  • учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т.д.);
  • стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;

Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря.

Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07 —0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1-1,2м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать шефствующие автотранспортные и другие предприятия и организации.

Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их — расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов.

По прибытию на площадку учитель (воспитатель) знакомит детей со схемой площадки, с организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строго соблюдать правила (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, указателей, сигналов светофора или регулировщика).Помощь при проведении занятий могут оказать ребята из школьного отряда ЮИД.

Простейший учебно-тренировочный перекресток необходимо оборудовать во дворе, а в зимнее время в вестибюле или коридоре каждой школы. В изготовлении дорожных знаков, светофоров, атрибутов игр, наглядных пособий, макетов, принимают участие юные инспектора движения.

Во время проведения занятий класс выходит на этот перекресток по одному, парами, колоннами и т.д., подчиняясь сигналам светофора и указателям разметки.

Польза от таких занятий на площадке несомненна. Дети приобретают практические навыки, в то время как беседа дает лишь умозрительное представление о перекрестке.

Основные направления работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  1. Проведение уроков по изучению Правил дорожного движения согласно учебной программе.
  2. Проведение на родительских собраниях бесед на темы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания детей, обучение правильному поведению на дороге.
  3. Организация занятий на площадке для практического изучения Правил дорожного движения.
  4. Проведение на классных часах «Минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге.
  5. Организация встреч учащихся с сотрудниками Госавтоинспекции.
  6. Проведение классных утренников, конкурсов, викторин, соревнований и т.п.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.,

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

Родителям стоит задуматься

В «Титанике» Джеймса Кэмерона есть один пронзительный эпизод. Благородная публика ведет светские беседы, снуют с подносами официанты. А бокал на столике начинает медленно двигаться к краю, затем падает и разбивается. Никто не обращает на него внимания. А зря…

Беда случилась не в момент падения бокала, когда судно уже дало крен, и даже не в момент столкновения корабля с айсбергом, а гораздо раньше.

Нередко факт употребления ребенком наркотиков в семье замечают слишком поздно. На «корабле» начинается паника, предпринимаются попытки спасти чадо и понять, с чего все началось. А ведь были «звоночки», и не один…

Где же она, точка невозврата, которую можно и нужно увидеть, чтобы уберечь детей от наркотиков?

Почему дети и подростки начинают интересоваться наркотиками?

Популярные причины

Ответьте на следующие 7 вопросов. Они помогут разобраться в причинах употребления наркотиков детьми и дадут понять, есть ли угроза наркотической зависимости конкретно у вашего ребенка.

  • С кем общается ваш ребенок? Кто для него авторитет?
    Каждому подростку нужен лидер, пример для подражания. Если такого не найдется в семье, то, можете не сомневаться: найдется в школе, во дворе или в социальных сетях. Вопрос только, какой это будет пример.
    Попав в неблагонадежную «крутую» компанию, подросток будет стараться стать своим, чтобы в нем не видели слабака. Прием психотропов в этом возрасте воспринимается не как угроза жизни и здоровью, а как развлечение, способ самоутвердиться, сблизиться с ровесниками.
    Большое число детей начинает употреблять наркотики, потому что «все так делают», не обращая внимания на то, что это всего лишь популярный миф. Правда же в том, что «все» — это его компания. И скорее всего, не каждый из этой тусовки доживет до 20 лет.
  • Приходилось ли вам слышать от своего ребенка «Ты меня не понимаешь», «Тебе наплевать на меня»?
    Непонимание в семье, неприятие интересов, увлечений, критика внешнего вида подростка – все это только отдаляет вас друг от друга. Не найдя понимания у родных людей, он будет искать его у чужих.
    Ответьте честно себе: чего больше в ваших отношениях — критики или поддержки? Запретов или попыток разобраться в том, что его (или ее, если это дочь) волнует?
    Ребенок не должен заслуживать ваше внимание и понимание. Вы должны стать таким родителем, чтобы он вас уважал и мог доверить вам самое сокровенное.
  • Присутствуют ли в вашем методе воспитания крайности?
    Как отсутствие контроля со стороны взрослых (родители все время отдают работе, устраивают личную жизнь или не считают нужным заниматься воспитанием ребенка), так и гиперопека одинаково губительны. Как ни старайтесь, но вы не сможете контролировать каждый шаг своего ребенка, а доверие уничтожите. Завышенные требования со стороны родителей приведут скорее к низкой самооценке подростка, и если появится возможность расслабиться с помощью наркотика, почувствовать себя значимым — кто знает, что он выберет…
  • Стремится ли ваш сын (дочь) уйти от реальности?
    Желание уйти от реальности возникает у подростка не на пустом месте. К вышеперечисленным причинам стоит добавить скандалы в семье, проблемы в школе и среди ровесников, отсутствие цели и непонимание смысла жизни, несчастную любовь, потерю родного человека и др.
    Взрослые ответственны за создание благополучного социума для младшего поколения. Попробуйте представить, почему он (она) так поступает, спросите, подставьте плечо — и вы сможете уберечь подростка от наркотиков.
  • Стремится ли подросток брать от жизни побольше удовольствий?
    Когда идет речь о наркотической зависимости у детей и подростков из внешне благополучных семей, общество недоумевает: чего ему не хватало? А корень зла — в дефектной системе ценностей, неправильно расставленных приоритетах.
    Человек, которому с детства сходили с рук капризы и истерики, который привык не зарабатывать, а получать, будет стремиться к удовольствиям. Тем более, если он легко может их себе позволить.
  • Насколько общителен ваш ребенок?
    Важную роль могут сыграть психологические особенности, индивидуальные черты характера. Замкнутые дети, которые по разным причинам избегают общения со сверстниками и родными, более склонны к употреблению наркотиков.
  • Употребляет (употреблял) ли наркотики кто-то из родных?
    Наследственность исключать никогда нельзя. Если папа на момент зачатия был наркозависим, или мама принимала какие-нибудь психотропные вещества во время беременности, то у плода предрасположенность формируется на генном уровне.
    А видя, как кто-то из близких употребляет наркотики, или общаясь время от времени с наркоманом, ребенок подсознательно сохранит эту модель поведения как одну из возможных.
  • Советы. Как узнать, принимает ли ребенок (подросток) наркотики

    • Внешний вид — кожа бледная, часто глотает слюну или много пьет из-за сухости во рту.
    • Зрачки — расширены (сужены), на свет не реагируют.
    • Настроение — может резко меняться от веселья до нытья, нестабильное.
    • Речь — неразборчива, может быть то быстрой, то медленной.
    • Голос — появилась сиплость.
    • Поведение — как у пьяного, но запаха алкоголя нет. Координация нарушена.
    • Память — ухудшилась, это стало очевидно.
    • Сон — спит или совсем мало, или запоем. Может спать днем, быть активным ночью.
    • Аппетит — как правило, плохой.
    • Чем занимается — прежние увлечения неинтересны. По телефону разговаривает тихо или выходит, чтобы не услышали.
    • Круг общения — поменялся. Появились новые друзья, старые отдалились. Дома сидит редко, часто где-то пропадает.
    • Отношения с семьей — старается избегать контактов с родными, часто врет, прячет глаза.
    • Личные вещи — ищите иглы или шприцы, ампулы, фольгу, любые трубочки, таблетки, капсулы, самодельные сигареты, любой неизвестный порошок или засушенные растения, капли для глаз. Любая из перечисленных вещей, как и следы от уколов на теле, — это те самые «звоночки», которые ни в коем случае нельзя пропустить.

    Тесты на наркотики

    В аптеках продаются экспресс-тесты на определение наркотических веществ в моче (слюне). Правда, это не самый точный способ проверить ребенка на наркотики — они могут определить только некоторые виды, и вряд ли распознают новые, недавно появившиеся на рынке.

    Поэтому, если есть серьезные подозрения, а тест показал отрицательный результат, продолжайте внимательно наблюдать за подростком. Если подозрения усилятся — немедленно обращайтесь за помощью.

    Не дайте ему дойти до точки невозврата — у каждого она своя.




Stop Spice

Нужна помощь? Звоните:
8-801-100-18-18
Республиканская горячая информационная линия по вопросам лечения наркомании/

В настоящее время на территории республики актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своем составе синтетические каннабиноиды.

Данные «миксы» рекламируются как легальный продукт, не содержащий наркотических средств и психотропных веществ, что не соответствует действительности. Курительные смеси получают популярность в молодежной среде, продажа их активно ведется, в том числе посредством сети Интернет.

Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей «СПАЙС»

Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.

За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.

ч. 1 ст. 328

Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

ч. 2 ст. 328

Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

ч. 3. ст. 328

Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Cайт МВД

Больше информации о наркомании:

О наркомании и помощи наркозависимым в Беларуси.
О программах снижения вреда, вызванного употреблением наркотиков.
Cайт общественного объединения "Республика против наркотиков".



Педагогам о тактике поведения при употреблении наркотиков учащимися

Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении учащимися курительных смесей:

  1. Беседа с учащимся с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.). Требования к построению первой беседы: конфиденциальность, избегание репрессивной и осуждающей тактики, высказывание подозрений в употреблении наркотических веществ только при существовании уверенности в этом.
  2. При неподтвержденности подозрений в употреблении в результате беседы родителей можно не информировать, но обязательно извиниться перед подростком.
  3. При подтверждении подозрений или выявлении и в дальнейшем изменений в состоянии учащегося (продолжая соблюдать принцип конфиденциальности):
    • убедить в целесообразности обращения за помощью к специалистам (психологу, наркологу);
    • проинформировать учащегося об учреждениях, оказывающих помощь, их адресах, телефонах;
    • провести беседу с родителями (цель: корректно сообщить о своих подозрениях, убедить в необходимости обращения за помощью к специалистам);
    • предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме;
    • помочь организовать индивидуальную встречу учащегося, его родителей со специалистом;
    • указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ; предупредить, что в противном случае поставите в известность администрацию школы, которая, в свою очередь, будет действовать в установленном для такой ситуации порядке (информирование правоохранительных органов).
  4. При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника право-охранительных органов.

Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком ПАВ могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психотравме у учащегося.

Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением учащимися курительных смесей или других ПАВ:

В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:

  1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
  2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
  3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
  4. Известить о случившемся родителей или опекунов.
  5. Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
  6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота. Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:

  • Вызвать «Скорую помощь».
  • Повернуть на бок.
  • Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
  • Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
  • При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.

Работа с родителями по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками

Работа с родителями учащихся в контексте профилактики включает неспецифическую, общую работу, ориентированную на всех родителей, и специальную, ориентированную на родителей школьников группы риска.

Взаимодействуя с семьей в рамках неспецифических мероприятий, необходимо формулировать и решать широкие просветительские задачи: развитие у детей культуры здоровья; понимание особенностей развития ребенка в конкретном возрасте; развития эффективных способов общения «родитель-ребенок», смысл которых заключается в том, чтобы нарастить родительскую компетентность.

Примерные задачи неспецифической работы с родителями:

  • укрепление семейных ценностей и традиций, оптимизация детско-родительских отношений, предупреждение случаев эмоционального отвержения детей, жестокого обращения;
  • просвещение родителей в вопросах возрастного развития детей, об особых задачах детско-взрослых отношений в подростковом возрасте (включая и темы профилактики злоупотребления ПАВ);
  • формирование практических навыков конструктивного общения;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.

Попутно родителям необходимо транслировать тезис о бдительности: «Не будьте беспечны, не думайте, что это может коснуться любого, но не вас. Запомните - наркотики не выбирают, сын учительницы или дочь генерала».

При проведении специальных профилактических лекций-бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними требуется сообщать родителям, какая информация о ПАВ может быть передана детям и подросткам, а какая – ни в коем случае. В беседах следует касаться признаков употребления ПАВ, способов диагностики и лечения при употреблении ПАВ, последствиях, в том числе правовых, употребления, службах помощи при подтверждении употребления ребенком ПАВ. Необходимо доносить до сознания родителей тезис о том, что тактика запугивания детей тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от их приема, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.

Рекомендуется отступление от рутинных форм лекций-бесед, чтобы углубить воздействие на родителей. К более эффективным формам относятся "круглые столы", вечера вопросов и ответов, педагогический практикум, деловая игра, тренинг для родителей и др. На родительские собрания могут быть приглашены сотрудники РОВД, медицинские работники, и другие специалисты в области профилактики употребления ПАВ и формирования здорового образа жизни.

Необходимо сообщить о значимых для родителей признаках употребления детьми ПАВ:

  1. Ребенок отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
  2. У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают к ак можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
  3. Ваш ребенок в Вашем присутствии не разговаривает по телефону открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды», или уходит в другую комнату.
  4. Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
  5. Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
  6. У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
  7. Иногда, напротив, у ребенка появляются суммы денег, происхождение которых необъяснимо (в случае, если он вовлечен в распространение ПАВ).
  8. Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.

Родителей полезно снабдить следующими рекомендациями:

«Если Вы обнаружили у Вашего ребенка признаки употребления курительной смеси, не нужно бросаться к ребенку с расспросами, не пробовал ли он курительные смеси, это может лишь пробудить интерес чада к опасной «дури», о которой он до этого не знал или не придавал ей значения. Просто нужно внимательнее следить за подростком, его физическим состоянием, настроением, искренне интересоваться его времяпрепровождением и окружением. Если это случилось лишь раз, Вам нужно просто поговорить с Вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите основания необходимости отказа от употребления:

  • что употребление курительных смесей может повлиять на здоровье;
  • что это незаконно и может привести к конфликту с законом;
  • что Ваши знакомые (или родственники), имеющие опыт употребления ПАВ, расплатились тем-то и тем-то.

Если здоровье или поведение Вашего ребенка свидетельствует о системном употреблении курительных смесей, не падайте духом, потому что по-прежнему есть много такого, что возможно сделать:

  • оказывайте поддержку Вашему ребенку – для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства;
  • показывайте и говорите, что Вы его любите;
  • обратитесь за помощью для себя и Вашего ребенка к специалистам (психологу, врачу)».

Правовая ответственность за употребление, хранение и сбыт наркотиков, курительных смесей в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №6 от 28.12.2014 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»

п.4.2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, или незаконный сбыт наркотических средств наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

п.4.3. Действия, повлекшие по неосторожности смерть, в результате потребления им наркотических средств наказываются лишением свободы на срок от 12 до 25 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Для несовершеннолетних за преступления, связанные с употреблением, хранением и сбытом наркотиков снижен возраст уголовной ответственности с 16 лет до 14 лет.




ГЛАВА 30

Преступления против общественного порядка и общественной нравственности

Статья 343

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

  1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.
  2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Статья 343-1

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

  1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.



Правила безопасности в Интернете

Рекомендации для педагогов

При размещении информации об учащихся в сети Интернет:

  • используйте минимум личной информации учеников для создания учетной записи в онлайн-инструментах. Выбирайте те инструменты, которые позволяют защитить личную информацию учеников;
  • создавая онлайн информационные материалы для вики или блогов, внимательно относитесь к деталям. Никогда не выкладывайте в Интернете электронные адреса учеников, их пароли, номерателефонов или другую идентификацирующую информацию;
  • в настоящее время считается, что публикация имен учеников в Интернете сопряжена с низким риском, при условии, что они не представляют никакой другой идентифицирующей информации. Подумайте, возможно, вам стоит разрешить вашим ученикам использовать их реальные имена и первые буквы фамилий в калссных блогах и на групповых сайтах;
  • правила использования ИКТ не позволяют выкладывать в Интернет фотографии учеников, демонстрирующие их лица. Если правила, принятые в вашей школе, позволяют делать это, не подписывайте имена учеников на фотографиях, вместо этого просто опишите, что они делаю, показывают и т.д. Вы также можете вырезать фотографии таким образом, чтобы они были сфокусированы на деятельности учеников, а не на их лицах;
  • при работе с блогами, вики, сайтами получите разрешение у родителей на регистрацию детей.

При проведении занятий с использованием Интернета:

  • во время проведения занятий следите за использованием компьютера в сети Интернет учащимися;
  • принимайте меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу;
  • при обнаружении ресурса, который содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством, или иного потенциально опасного для учащихся контента, сообщите об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

Предостерегите учеников от предоставления персональной информации о себе или своих однокласниках в анкетах, опросах или электронных письмах. Порекомендуйте им обращаться к учителю, родителям или другим надежным взрослым в ситуациях, когда они не знают, как правильно поступить. Обсудите с детьми вопросы цифрового гражданства: выбор онлайн-имени, неразглашение персональной информации, права интеллектуальной собственности. В этом вам поможет клятва гражданина мира цифровых технологий, разработанная специалистами компании Intel.

Рекомендации для родителей

  • Настройте компьютер: программы родительского контроля, антивирусные программы, детские поисковые системы, настройки браузера;
  • Наблюдайте за тем, что делает ребенок в Интернете (расположите компьютер в месте общей доступности; обсуждайте с ребенком, какие ресурсы он посещал, что его беспокоило);
  • Знакомьтесь с Интернетом вместе с ребенком;
  • Cоставьте вместе с ним правила пользования Интернетом или заключите джентельменское соглашение (какие сайты можно посещать, сколько времени можно работать, безопасный почтовый ящик);
  • Обсудите с ребенком правила безопасного поведения в Интернете (не встречаться с людьми, с которыми познакомился в сети; не размещать личной информации; сообщать взрослым, если что-то напугало или встревожило; не делать ничего, что требует оплаты; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать пароли);
  • Научите ребенка ответсвенному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте илиразмещать в комментариях;
  • Оцените интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете,- не всегда правда. Дети должны научится отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужик веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.

Сайты, посвященные вопросам безопасной работы в Интернете

Детский правовой сайт (раздел "Десять правил безопасности для детей в Интернете")

Онландия - безопасная веб-страна (Онландия - интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft для детей, родителей и педагогов по безопасности в Интернете).

Основные правила для школьников средних и старших классов по безопасному поведению в Интернете!

Вы должны это знать:

  • Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
  • Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
  • Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
  • Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
  • Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
  • Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
  • Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
  • Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Основные правила для школьников младших классов по безопасному поведению в Интернете!

Вы должны это знать:

  • Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
  • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
  • Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
  • Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
  • Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
  • Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
  • Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

Основные правила для родителей, чтобы помочь своим детям безопасному поведению в Интернете!

Вы должны это знать:

  • Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
  • Корректно проверяйте смс-сообщения м и фотографии ребенка в телефоне; просматривайте страничку вашего ребенка в социальных сетях;
  • Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
  • Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
  • Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы, фото/видео с «агрессивным» содержанием.
  • Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
  • Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
  • Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
  • Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
  • И самый лучший способ — это установить доверительные отношения со своим ребенком с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи.
  • Ребенку нужно уделять внимание - это может быть два раза в неделю по полчаса, но это время должно принадлежать только ему.
  • Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время.

И самое главное – чтобы их Любили!

Ни один родитель не хочет сделать плохо своему ребенку.

В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!

Уважаемые родители обучающиеся!

Обращаем Ваше внимание на то, что в 2014 году Министерство здравоохранения и Министерство образования утвердили порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра среди школьников, учащихся и студентов на предрасположенность к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. Тестирование будет осуществляться ежегодно по всей Республике Беларусь.

Обучающиеся в учреждениях общего, среднего, профессионально- технического, среднего специального и высшего образования должны будут пройти ряд тестов. Для учащихся до 14 лет обязательно согласие законного представителя. Для соблюдения объективности на тестировании будут присутствовать представители педагогического состава учреждения образования, родительского комитета. Тестирование позволит выявить группы риска, а также лиц, которые уже употребляют различные психоактивные вещества. Затем этих ребят с согласия их законных представителей будут направлять к врачам на медицинский осмотр.

Психосоциальное анкетирование организуется, проводится и анализируется учреждениями образования в начале учебного года.

При получении положительного результата психосоциального анкетирования о наличии у обучающегося предрасположенности к аддиктивному поведению, руководитель учреждения образования обеспечивает:

  • информирование обучающегося и его родителей (законных представителей);
  • направление обучающегося в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
  • Нормативно-правовое основание для организации и проведения психосоциального анкетирования

    Письмо Министерства образования Республики Беларусь от18.11.2014 № 10-07/П-807, Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь10.11.2014г.

    Уважаемые родители!

    Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди.

    Вы стремитесь быть успешными родителями.

    Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

    Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

    Сегодня вашему ребенку могут предложить алкоголь, сигареты, наркотики в любом месте, - во дворе или на дискотеке.

    Школьники иногда подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики.

    Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

    ПОМНИТЕ!

    Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

    Нужно ли тестирование вам, вашей семье?

    Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка.

    Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

    • утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
    • сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
    • нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
    • резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
    • непривычная раздражительность и агрессия;
    • замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
    • сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
    • телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
    • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
    • нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
    • необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
    • долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
    • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
    • специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
    • незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
    • неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
    • необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

    Что делать, если вы заподозрили неладное?

    Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!

    Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!

    Результаты тестирования получены, что делать?

    При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.

    Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

    1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!
      Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
    2. Будьте вместе со своим ребенком!
      Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.
    3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, такой он есть!
      К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте отдельные поступки, а не его личность. Родители, не скупитесь на улыбки, поощряйте даже малейшие достижения ребенка.
    4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.
      Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

Результаты тестирования получены, что делать?

При положительном результате Вы можете испытывать:

  • чувство вины за ребенка «Где упустили? В чем наша ошибка?»;
  • гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? «А что я теперь могу сделать?»;
  • стыд и недоверие к окружающим «Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»;
  • страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

Однако, все не так мрачно и пессимистично. Вам, как родителям, следует помнить, что полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни для Вашей семьи. Вы как ответственные родители должны быть готовы помочь Вашему любимому ребенку, справиться с возникшими проблемами.

Рядом с Вами всегда есть люди готовые оказать медицинскую, правовую, психологическую помощь и поддержку.

  1. Лучшая защита – это нападение.
    Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.
  2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.
    Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. И бороться с этим в одиночку - бессмысленно.
  3. Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

ПОМНИТЕ!

Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

Как реагировать, если ваш сын, дочь, ученик подтвердил, что употребляет наркотики?(для родителей и специалистов)

  1. Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
  2. Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
  3. Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
  4. После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
  5. Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

ПОМНИТЕ!

Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.

Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.

Вы все это знаете... Теперь главное - понять.

Прочитайте еще раз.

Научитесь говорить «нет» наркотикам!

Сказать «Нет» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.

  1. Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза.
  2. Твой голос должен быть твердым и уверенным.
  3. Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.

Некоторые примеры или сценарии отказа:

  1. «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого виданаркотиков.
  2. «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку».
    Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
  3. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
  4. «Отстань от меня!»
  5. «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»
  6. «Наркотики меня не интересуют».
  7. Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
  8. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.
  9. «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».



«А все ли вы знаете об алкоголе?»

На самом деле мифов и домыслов об алкоголе едва ли не больше, чем его разновидностей. И что удивительно, появлению большинства небылиц предшествовали вполне реальные, иногда даже научно обоснованные факты. Но мифы на то и мифы, что в них смешалось все: и правда, и вымысел. Пришло время отделить зерна от плевел.

Миф 1. В малых дозах алкоголь полезен для здоровья

Пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить все чудодейственные свойства, которые приписывают ежедневному употреблению алкоголя в малых дозах. И давление он понижает, и отлично чистит сосуды… От пива волосы блестят, и кожа чистая, как у младенца. Водка – верное средство от простуды. А выработку грудного молока у кормящих мам, как ни странно звучит, стимулирует шампанское…

Понятие «малых доз» при этом не конкретизируется. А мерило, как известно, у каждого свое.

Реальность: Как ни парадоксально звучит, но ложку пользы в бочке спирта найти все-таки можно. Еще в бытность СССР проводились исследования с участием людей, где было доказано, что суточная доза алкоголя объемом до 15 мл в перерасчете на 40-градусный спирт благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы. Иначе говоря, регулярное употребление одной столовой ложки водки в сутки полезно для работы сердца.

Действительно, считается, что в малых дозах алкоголь выступает как вазодилататор – расширяет сосуды и снимает повышенное кровяное давление, стимулирует работу ЖКТ и улучшает аппетит. А по некоторым данным даже активизирует мыслительные процессы, но научных доказательств, чем именно обусловлен стимулирующий эффект - каплей алкоголя или, скажем, индивидуальной реакцией на него конкретного человека, - нет.

Да и много ли вы знаете людей, которые пьют алкоголь столовыми ложками?

Кроме того, даже эти 15 мл алкоголя не безусловно полезны. Любое количество спирта наносит вред головному мозгу, убивая его нейроны. Разница лишь в том, что, выпивая на ночь спиртовые капли пустырника или валерианы, человек расстается с сотней-другой нейронов. Эту потерю организм даже не заметит и легко компенсирует. Но когда нейроны уничтожаются регулярно и большими дозами алкоголя, каждая выпитая рюмка делает человека на шаг ближе к слабоумию.

Миф 2. Алкоголизм – не болезнь, а вредная привычка, слабоволие и распущенность

Что-то подсказывает, что этот миф будет жить до тех пор, пока будет алкоголь и те, кто его пьет. Благоприятную почву для существования этого заблуждения обеспечили в большей степени сами больные. Пресловутое «Захочу – брошу» только подпитывает убежденность сторонних наблюдателей, что алкоголизм – не болезнь, а оправдание бесхарактерности и слабоволия. Иначе, чего ж не бросают?

Ответ на этот вопрос как раз и заключается в сути заболевания, при котором развиваются химическая и психологическая зависимость от алкоголя, не имеющие ничего общего с вредными привычками.

Миф 3. Алкоголизм передается по наследству

Реальность такова, что до 87% детей алкоголиков сами становятся алкоголиками. Как тут не поверить, что алкоголизм можно «заполучить» по наследству?

Действительно, в 9 случаях из 10 алкоголизм родителей сказывается на здоровье детей. Двое из трех малышей рождаются раньше срока. До 90% новорожденных отстают в физическом развитии и имеют неврологические нарушения. В 84-88 случаях из 100 у детей пьющих родителей фиксируется микроцефалия, практически у каждого второго – врожденный порок сердца…

Но сам по себе алкоголизм с генами не передается. ПО наследству передается предрасположенность к алкоголизму, как к болезни. То есть, у ребенка с рождения изменена реакция на алкоголь. Алкогольдегидрогеназа (фермент, который расщепляет спирт до ацетальдегида) у людей с генетической предрасположенностью к алкоголизму изначально более активна.

Соответственно, когда они начинают употреблять алкоголь, его разрушительный эффект проявляется ускоренными темпами, зависимость наступает в разы быстрее, и болезнь, как правило, протекает более злокачественно.

Есть еще одно объяснение, почему большинство детей алкоголиков, вырастая, сами попадают в зависимость. Пьянство – единственная модель жизненного устройства, которую они наблюдали с рождения. Какие бы уродливые формы не принимала алкогольная зависимость в отдельно взятой семье, сколько бы обещаний ни давал себе ребенок никогда и ни за что не повторить жизненный сценарий своих родителей, в большинстве случаев обстоятельства однажды толкают его к бутылке. В ней он видит решение всех проблем, возможность самовыразиться и самоутвердиться, победить страх и неуверенность. Альтернативных примеров «другой жизни» у ребенка из пьющей семьи, просто не было.

Миф 4. Мужской, женский, подростковый, пивной алкоголизм – это разные болезни

Абсолютная неправда. Алкоголизм – это физическая и психическая зависимость от этилового спирта. Поэтому совершенно неважно, кто болен: мужчина, женщина или подросток. Как неважно, на фоне употребления какого алкогольного напитка развилась болезнь: пива, водки, вина или коньяка… Для алкоголизма в принципе нет никаких рамок и границ. Не имеют значения ни пол, ни возраст, ни социальное положение, ни уровень образования и материального достатка…

Зато абсолютная правда, что зависимость у женщин и подростков развивается гораздо быстрее и ее сложнее лечить. Если мужчине в среднем требуется 10-15 лет, чтобы спиться, то путь женщины и подростка от первой рюмки до конечной стадии заболевания вдвое короче.

Что касается алкоголизма, развившегося на фоне употребления пива, то его единственное принципиальное отличие – в особенностях развития и течения болезни. В первую очередь из-за предубеждения, что пиво – слабоалкогольный напиток, а значит спиться нельзя. Это и послужило почвой для возникновения следующего мифа.

Миф 5. Чем ниже градус алкогольного напитка, тем он безопаснее

Представьте на минуточку свою реакцию, если коллега по работе, друг или дальний родственник признается: «Я каждый день выпиваю стакан водки». О, ужас, не правда ли?

А теперь та же ситуация, но слова иные: «Я позволяю себе две-три бутылочки пива в день». Подумаешь, ерунда какая. Здоровый мужчина выпьет и не заметит…

К сожалению, до сих пор принято считать, что алкоголь – это исключительно крепкие спиртные напитки, такие как вино, водка, коньяк, виски… Угроза алкоголизма исходит только от них. Пиво и другие слабоалкогольные напитки в этот перечень не попадают. А зря.

Если вдуматься, в бутылке напитка с содержанием спирта 4,5 – 5 % (самый ходовой, между прочим, градус среди слабоалкогольных напитков) растворено примерно 50 граммов водки. Выше градус – больше водки. А по факту «безобидные» три бутылочки пива – практически тот же стакан 40-градусной.

Опасность слабоалкогольных напитков в том и заключается, что выпить их можно больше, а опьянение наступает медленнее. Отсюда и ощущение их мнимой безопасности.

АЛКОГОЛЬ ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!!!!




Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.

Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;
  • у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;
  • насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  • жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию".

К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.