Дошкольное образование

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования?

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
  • медицинской справки о состоянии здоровья;
  • заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

На основании пунктов 6.6, 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка¸ свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) для постановки на учет и получения направления в учреждение образования.

Отсутствие у родителей (законных представителей) регистрации по месту жительства не может являться основанием для отказа в постановке на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Места детям в конкретных учреждениях образования предоставляются по списку в порядке очередности, при наличии в них свободных мест. В случае отсутствия мест в учреждении образования, в которое родители (законные представителей) хотят определить ребенка, ребенок с их согласия направляется в иное учреждение образования, в котором имеется свободное место.

Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству учреждения дошкольного образования не закреплены по территориальному признаку, в результате чего место для ребенка может быть предоставлено в любом учреждении дошкольного образования при наличии свободных мест.

Ребенок принят в учреждение дошкольного образования: что можно, а что нельзя приносить ребенку с собой?

  • В дошкольное учреждение нельзя приносить из дома:
  • Любые лекарственные препараты, витамины. Дошкольное учреждение могут посещать только здоровые дети, воспитанники с признаками заболевания изолируются до прихода родителей. Принесенные ребенком лекарства, витамины могут стать причиной отравления других детей.
  • Продукты питания. Чтобы ребенок полноценно рос и развивался, ему необходимо обеспечить рациональное питание, которое имеет особое значение в дошкольном возрасте. Питание в дошкольных учреждениях составляется с учетом всех норм и требований. Помните, что детям свойственно угощать друг друга принесенными сладостями – это может стать причиной аллергической реакции, пищевого отравления, инфекционного заболевания. Так же ребенок может во время игры, бега подавиться конфетой или жевательной резинкой.
  • Опасные предметы. Часто дети, втайне от родителей, приносят в детский сад гвозди, куски проволоки, зажигалки и др. Это может быть причиной травмы ребенка.
  • Косметические препараты. Запрещено приносить различные предметы косметики – детскую туалетную воду, лак для ногтей и др. Дети, играя, могут испортить одежду или, используя косметику, вызывать аллергическую реакцию.
  • Что касается игрушек, принесенных ребенком в учреждение: они должны быть безопасными, соответствовать санитарным требованиям.

Напоминаем, что учреждение дошкольного образования не несет ответственность за сохранность игрушек, ценных вещей (золотых украшений, мобильных телефонов). Внимательно проверяйте, что именно ваш ребенок несет в детский сад!

Как перевести воспитанника в другое учреждение образования?

Перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:

  • по инициативе законного представителя воспитанника;
  • в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Положения.

Учреждение дошкольного образования не вправе препятствовать переводу воспитанника, законный представитель которого изъявил желание перевести его в другое учреждение дошкольного образования.

Прием в учреждение дошкольного образования в связи с переводом из другого учреждения дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования.

Отчисление (прекращение образовательных отношений) Подпунктом 5.6. пункта 5 статьи 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Министерство образования Республики Беларусь не устанавливает перечень уважительных причин.

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными.

Какой период времени за воспитанником сохраняется место в учреждении образования?

В случае непосещения воспитанником учреждения дошкольного образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев.

Как осуществляется комплектование групп?

Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

Комплектование учреждения дошкольного образования осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством. Специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (пункт 46 Положения об учреждении дошкольного образования).

Посещение учреждений дошкольного образования детьми 6 лет

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является.

О приеме в первый класс

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего года.

Прием лица в первый класс осуществляется на основании заявления законного представителя при предъявлении свидетельства о рождении ребенка (копия) и медицинской справки о состоянии его здоровья.

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляется в Чаусском районном исполнительном комитете ул. Ленинская,17 к.322

Время работы 8.00-17.00 понедельник-пятница

Перерыв на обед 13.00-14.00

Документы и (или) сведения предоставляемые гражданином для осуществления административной процедуры 6.6. (постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования):

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка
  • Свидетельство о рождении ребенка
  • Размер платы взимаемой при осуществлении административной процедуры - бесплатно

    Максимальный срок осуществления административной процедуры — в день обращения

    Срок действия — до получения направления в учреждение образования.

    Выдача направления в государственное учреждение образования

    Выдача направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется Чаусским районным исполнительным комитетом ул. Ленинская,17 к.322

    Время работы 8.00-17.00 понедельник-пятница

    Перерыв на обед 13.00-14.00

    тел.: 78858<

    Документы и (или) сведения предоставляемые гражданином для осуществления административной процедуры 6.7. (получения направления):

    • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка
    • Свидетельство о рождении ребенка
    • Заключение врачебно-консультационной комиссии – в случае направления ребенка в санаторные группы государственного учреждения образования
    • Заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования.

    Размер платы взимаемой при осуществлении административной процедуры - бесплатно

    Максимальный срок осуществления административной процедуры — в день обращения

    Срок действия документа, выдаваемого при осуществлении административной процедуры — 15 дней.

    Определение детей в учреждения дошкольного образования осуществляется отделом образования, спорта и туризма Чаусского райисполкома. Направления выдаются только родителям (законным представителям воспитанника) в течение календарного года в учреждения дошкольного образования, которые имеют свободные места. Комплектование групп учреждений дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

    Дополнительную информацию можно получить в отделе образования, спорта и туризма Чаусского райисполкома по телефону: 78858 (методист по дошкольному образованию Механикова Татьяна Геннадьевна)

Обеспечение безопасных условий при реализации образовательных проектов в учреждении дошкольного образования.

Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в дошкольных учреждениях — одна из проблем, которая находится под пристальным вниманием руководителей, педагогов, родителей, общественности и других заинтересованных лиц. Требования к созданию безопасных условий для ребенка при осуществлении образовательного процесса содержатся в ряде нормативных документов. Статья 91 Кодекса определяет основные требования к организации образовательного процесса:

  • охрану здоровья обучающихся;
  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса.

Одним из основных документов по обеспечению безопасной жизнедеятельности ребенка в учреждении дошкольного образования являются Санитарные нормы и правила «Требования для учреждения дошкольного образования»

Большое внимание теме безопасности детей в учреждении дошкольного образования уделяется в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь к новому учебному году. Таким образом, при организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников. С этой целью проводится целенаправленная работа по созданию системного подхода к организации здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях.

Образовательный процесс, в который вовлекается ребенок, должен, с одной стороны, соответствовать всем существующим требованиям безопасности, с другой − постоянно совершенствоваться с целью достижения соответствующего качества образования.

Одним из наиболее эффективных способов совершенствования качества образовательного процесса является внедрение в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий.

Технологизация образовательного процесса – верный способ упорядочивания деятельности ребенка и педагога, который гарантирует достижение запланированных результатов.

Образовательная технология, как известно, представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированный результат. Особое место в классификации образовательных технологий занимают технологии проектной и исследовательской деятельности. Популярность данных технологий постоянно растет, так как их использование успешно содействует развитию исследовательских умений и навыков, побуждающих детей дошкольного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Особым способом практического освоения действительности является детское экспериментирование. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей, вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего пространства, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Создание условий для детского экспериментирования:

  1. Установить правила проведения опытов и экспериментов. Хорошо продумать организацию опыта, место и время его проведения, а также участие в нем воспитанников. Дать им четкую инструкцию, познакомить с последовательностью всех действий, показать, как контролировать ход проведения опыта.
  2. Определить содержание исследований в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями воспитанников. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
    • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево, солома, бросовый материал и др.);
    • О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода, снег, тепло, звук, вес, притяжение и др.);
    • О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений и др.);
    • Условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб), поддержание чистоты в клетке, аквариуме и др.);
    • О предметном мире (история возникновения того или иного предмета, способа действия с ним, о том, как изменились предметы (средства передвижения, игрушки, одежда, транспорт, обработка материалов и др.).
  3. Оборудовать центр познавательной практической деятельности в соответствии с требованиями безопасности.
    • Прозрачные и непрозрачные емкости.
    • Мерные ложки, пластмассовые колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
    • Резиновые груши разного размера.
    • Пластиковые, резиновые трубочки.
    • Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
    • Пластиковые контейнеры.
    • Рулетка, линейка.
    • Весы, компас, песочные часы, лупа, фонарик, микроскоп.
    • Фартуки, нарукавники, щетки, совки.
    • Лопатки, грабли, лейки и др.
    В центре должны отсутствовать стеклянные, острые, колющие и режущие предметы.
  4. Уточнить правила безопасности в ходе осуществления исследования.
    • Работа под наблюдением взрослого.
    • Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
    • Ничего не подносить ко рту и не пробовать без разрешения взрослого.
    • Грязными руками не трогать глаза.
    • Не брать руки в рот и т.д.
    В современных условиях невозможно представить осуществление исследовательской деятельности без использования ИКТ и ЭСО. Необходимо выдерживать требования к их использованию.
    Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяется педагогом самостоятельно на основе сформулированных у чебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.
    В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию.
    Содержание работы должно быть логическим продолжением материала, освоенного ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.
    При организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с использованием ИКТ и ЭСО должны соблюдаться следующие требования:
    • кратность проведения занятий, игр;
    • не более 2 раз в неделю;
    • одновременное использование одной персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более детей не допускается;
    • продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора составляет не более 10 минут;
    • портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и др., планшеты, электронные книги и др.) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;
    • использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;
    • занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность.
  5. Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
    • провести инструктаж взрослых;
    • провести консультации по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
  6. Создать в группе благоприятный микроклимат.

Об организации платных услуг в учреждениях дошкольного образования

Следует разделять два понятия: «платные услуги в сфере дошкольного образования» и, «платные услуги, оказываемые учреждением дошкольного образования».

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2013 № 05-34/20 учреждения дошкольного образования, имеют право оказывать услуги в сфере дошкольного образования на платной основе. Оказание таких услуг осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования, типовая форма которого утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2012 № 75 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением дошкольного образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

Заведующим учреждениями дошкольного образования следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 138 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств, или ухудшать качество этой деятельности. Кроме того, Кодекс не определил право учреждений дошкольного образования на реализацию ими образовательных программ детей и молодежи.

Однако учреждение дошкольного образования может создавать группы на платной основе. Создание таких групп осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, при условии, что это не нарушит право граждан на бесплатное дошкольное образование, гарантированное Конституцией Республики Беларусь. Т.е. группы на платной основе создаются при наличии свободных мест в учреждении дошкольного образовать и желания родителей оплачивать пребывание в нем своих детей.

Кроме того, Министерство образования Республики Беларусь при определении содержания платных образовательных услуг настоятельно рекомендует руководствоваться соответствующими разделами учебной программы дошкольного образования. «Материнская школа», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография». Реализация перечисленных разделов учебной программы регулируется постановлением Министерства образования от 27.11.2012 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

Так, в учреждениях дошкольного образования с целью педагогической поддержки детей от рождения до трех лет, выступающей как помощь родителям в воспитании ребенка, могут создаваться платные «Материнские школы». Основная их цель - повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до трех дет, педагогическая поддержка развития детей.

Одной из задач выступает содействие родителям в обогащении их опыта воспитания ребенка от рождения до трех лет. Работа «Материнской школы» может быть организована как в учреждении дошкольного образования, так и в семье. В учреждении дошкольного образования взаимодействие осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специальных оборудованных помещениях. Такие труппы функционируют по гибкому режиму: 2 раза в неделю по 2-3,5 часа в день в зависимости от запросов родителей. Одновременно могут находиться в группе 3-4 пары «родитель - ребенок».

К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги, психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники. Соответствующие требования к ним определяются должностными инструкциями.

Методами работы могут выступать мини-лекции, консультации, тренинги, круглые столы, опросы, беседа, наблюдение, анализ документации, самоописание родительского опыта, самопрезентация себя как родителя, анализ педагогических ситуаций, анализ произведений художественной литературы, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями детского поведения, обращение к опыту родителей, взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности, анализ видеоматериалов.

Взаимодействие в семье предусматривает посещение педагогами семьи и оказание родителям помощи в воспитании детей. Возможно также взаимодействие педагогов только с родителями, которое осуществляется в соответствии с запросами родителей, как в условиях учреждения дошкольного образования, так и в условиях семьи. Обычно оно предусматривает проведение консультаций для родителей и занятий с ними.

Освоение раздела «Иностранный язык» предлагается детям от 4 до 7 лет. Перед педагогами, обучающими детей дошкольного возраста иностранному языку, стоит довольно ответственная задача, поскольку начальный этап знакомства с новым языком является важным моментом в жизни детей. Поэтому процесс изучения нового языка должен проходить под грамотным педагогическим руководством. Следовательно, работник (находящийся в штате или приходящий) должен иметь педагогическое образование в области иностранного языка.

Программа по иностранному языку рассчитана на два года - по 28 часов в год для каждой возрастной группы (средней - от четырех до пяти лет, старшей - от пяти до семи лет). Занятия в форме игры проводятся два раза в неделю по 30 минут. Рекомендуется (при соответствующих знаниях воспитателей и иных работников учреждения дошкольного образования) осуществлять общение с детьми на иностранном языке также и во время различных режимных моментов: зарядки, подъема, одевания, подготовки к приему пищи, прогулок, на занятиях по физической культуре, пению, рисованию, труду. Допускается использование игрового общения на иностранном языке вне регламентированных занятий (во время настольных и подвижных игр, подготовки и проведения утренников, праздников, инсценированных сказок на иностранном языке).

Заведующему учреждением дошкольного образования следует знать, что тематика по иностранному языку должна перекликаться с материалом, который используется для развития речи на родном языке. Но она не должна опережать тематику по развитию родной речи и идти только после того, как соответствующий материал будет усвоен на родном языке, чтобы не создавать детям дополнительных трудностей.

Что касается разделов образовательной программы «Детское ручное ткачество» (для детей от 5 до 7 лет) и «Хореография» (для детей от 4 до 7 лет», то требования к их содержанию также подробно изложены в постановлении Министерства образования от 27.11.2012 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования». Для реализации этих разделов также можно привлекать как работающих в учреждении, так и приходящих работников. Основное требование к ним - педагогическое образование и владение навыками в предметной области.

При организации любых образовательных услуг сверх содержания бюджетных образовательных областей следует учитывать постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», особое внимание обратив на пункт 164 этих требовавши. Кроме того, заведующие учреждениями дошкольного образования должны знать, что в неделю общее количество 30-минутных платных занятий не должно превышать 2 для детей от 4 до 5 лет, 3 - для детей от 5 до 7 лет. Т.е., к примеру, при реализации раздела образовательной программы «Иностранный язык» для детей средней возрастной группы (от 4 до 5 лет) другие разделы образовательной программы на условиях оплаты в этой труппе реализовывать уже нельзя.

Помимо платных образовательных услуг в соответствии с постановлением Министерства образования от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» учреждение дошкольного образования в соответствии с законодательством имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность и иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную уставом.

Разъяснения даны В.М. Зданович, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.